Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
УЧ.IT.ЕЛЬ | Образовательный веб-квест
Голосование
С какими проблемами в воспитании детей вы чаще всего сталкиваетесь?
Всего 7 человек

Педагогам

Дата: 8 января 2015 в 13:54, Обновлено 15 августа 2016 в 10:21
Автор: Ломако О. М.

УТВЕРЖДАЮ
Министр образования
Республики Беларусь
21.10.2014 С.А. Маскевич

Перечень документов для отдельных педагогических работников учреждений
общего среднего образования

Учитель

  • Классный журнал.
  • Календарно-тематическое планирование.
  • Поурочное планирование.
  • Дневники учащихся.

Воспитатель

  • Журнал группы продленного дня учреждений общего среднего образования.
  • Календарно-тематическое планирование на четверть.
  • Ежедневное планирование.
  • Режим работы группы продленного дня, утверждённый руководителем учреждения общего среднего образования.

Учитель-дефектолог

  • Специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания
  • Классный журнал.
  • Календарно-тематическоепланирование по учебным предметам и коррекционным занятиям.
  • Учебный план специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания.
  • Расписание занятий по учебным предметам и коррекционным занятиям.
  • Ежедневное планирование.
  • Дневники учащихся.
  • Пункта коррекционно-педагогической помощи
  • Журнал учета обследованных и зачисленных в пункт обучающихся.
  • Журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися.
  • План работы на год.
  • Ежедневное планирование.
  • Расписание занятий.
  • Аналитический отчет за год.
  • Карты, в которых отражены индивидуально-типологические особенности обучающихся.
  • Планы коррекционно-педагогической помощи (на каждую группу, подгруппу, индивидуальные).

Учитель, выполняющий функции классного руководителя

  • Классный журнал.
  • План идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие).
  • Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года).
  • Дневники учащихся.
  • Личная карточка учащегося

Педагог-организатор

  • План работы педагога-организатора на четверть (полугодие).
  • Педагог-психолог, педагог социальный (СППС)
  • План работы СППС учреждения образования на год (раздел плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования).
  • Планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (полугодие).
  • Графики работы специалистов СППС учреждения образования.

Социально-педагогическая характеристика учреждения образования.
Материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, в том числе индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания детей, указанных категорий, иные рабочие материалы.

Отчеты и аналитические материалы о реализации: мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся; индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей; находящихся в социально опасном положении; планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

Руководитель физического воспитания

  • План физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
  • Положения о внутришкольных спортивных мероприятиях.

Педагог дополнительного образования

  • Журнал планирования и учета работы объединения по интересам.
  • Программа объединения по интересам.

 

Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления.

 

Причины отклонений от норм поведения подростков.

1. Неправильное воспитание.

Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное

воспитание детей и подростков в семье.

«Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем

конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не

всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто

довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беседа, обращается внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений,уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими,

непосредственными факторами формирования личности каждого из них.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:

 неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей

воспитывают прародители (бабушка или дедушка);

 конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между

родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во

взглядах, установках, в которой мир и согласие держатся на временных

компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;

 «асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический

образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;

 формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное

уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;

 «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются

употреблением спиртных напитков;

 семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях не создаются

условия для полноценного развития личности подростка.

В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного

воспитания детей:

 безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;

 скрытая безнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей,

при котором создается видимость какого-либо интереса к воспитанию, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они не требуют выполнения наставлений и указаний;

 потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых, инспекторов ОПДН;

 эмоциональное отвержение - родители тяготятся ребенком; подросток чувствует, что

он обуза в жизни родителей;

 воспитание по типу «Золушки» - чрезмерная требовательность и строгость к ребенку,

когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него

излишне образцового поведения;

 воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за

мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением

между членами семьи;

 воспитание по типу «кумира семьи» - необоснованное и чрезмерное восхищение

ребенком и стремление освободить его от любых трудностей, поощрение

эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания».

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм

поведения подростков роль школы и внешкольных учреждений. Ошибки недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшую в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Отношения школьников к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений.

Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива. Хотя именно школа для таких ребят должна стать тем местом, где они могли бы удовлетворить свою потребность в положительном общении.

2. Медико-биологические факторы.

Одним из клинико-биологических отрицательных факторов следует назвать наследственность, снижающую защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности. Она может проявляться в следующих вариантах:

1. Наследование умственной недостаточности, которая характеризуется в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что часто приводит подростков к социальной дезадаптации.

2. Наследование аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности,

часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в

неблагоприятных, кризисных ситуациях.

3. Наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в

недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга и

обнаруживается в самых разнообразных формах нервно-психической патологии (умственной недостаточности, нарушения формирования характера и др.).

Наряду с влиянием наследственности, существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания в первые годы жизни и травмы головного мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов.

Особую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового

возраста, который характеризуется бурным ростом организма, началом и завершением

полового созревания, совершенствованием функции органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы. Современные условия жизни оказывают на

организм ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад, темп жизни ускорился.

Вместе с тем у подростка сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость,незрелость гражданских понятий и представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

3. Психические факторы.

Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого

формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается

различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить в различным формам асоциального поведения.

Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются:

 Реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях,

проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую

направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;

 Реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной

для подростка ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой прежнего

эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества,

отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения;

 Реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении

от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом

перед всем новым;

 Реакции имитации – подражания формам поведения окружающих, которые

пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если

имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели

поведения (например, не лучшие образцы массовой культуры);

 Реакции компенсации и гиперкомпенсации (сверхкомпенсации) – обычно маскируют

ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных

реакций; подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих

безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие»

окружающим);

 Реакции эмансипации – повышенное стремление подростка к независимости,

самоутверждению (отражается в определенном отрицании социального

положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих

жизненных наблюдений);

 Реакции увлечения – тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами

личности и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения,

сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице;

увлечения связанные с азартными играми; эгоцентрические увлечения,

проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);

 Реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в

стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся

определенной стойкостью ( в большей мере склонны к объединению в группы

педагогически запушенные, безнадзорные подростки);

 Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувствам, - связаны с

повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (

сюда относятся не только проявления непосредственной сексуальной активности –

онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация

своих половых органов, но и некоторые другие случаи агрессивного садистического

поведения).

Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков от норм

поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы.

 

Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося

поведения подростков.

1. Работа с подростками, допускающими отклонения от норм поведения.

Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка,

существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к

педагогически запущенному подростку необходим строго индивидуальный подход,

основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их

требовательностью.

Следует выделить четыре группы педагогически запущенных подростков.

Первая группа. Подростки, впервые совершившие проступок, или называемые

«случайные нарушители». Их предшествующее поведение характеризуется обычно

равнодушным отношением к учебной деятельности по нескольким предметам, грубостью по отношению к своим сверстникам, проявлением лживости. Чаще всего поступок они совершают под влиянием внезапно возникшей конфликтной или иной неблагоприятной жизненной ситуации. Это связано с тем, что обычно «случайные» нарушители либо постоянно находились под жестким контролем, либо воспитывались в семье, где отношения построены на лживости и взаимной грубости, или в школе, где они учатся, из-за трудности в учении сложилась конфликтная ситуация.

 Таких подростков необходимо обязательно включить в деятельность коллектива

класса, внеклассных и внешкольных профильных объединений с учетом их интересов и способностей, постепенно усложняя характер даваемых им поручений (от исполнителя к организатору);

 Воспитательная работа с такими подростками строится на положительных

примерах (из литературы, кино, жизни), разъяснении ошибочности их поведения

и его последствий;

 Следует им помочь в подготовке к урокам (при необходимости организовать

специальные занятия во внеучебное время);

 Надо установить постоянный контроль за такими подростками, но он не должен

быть жестоким;

 Важно помочь подросткам найти друзей, соответствующих их темпераменту и

способных на них положительно воздействовать.

Вторая группа. Подростки, впервые совершившие правонарушения, которые являются

случайными с точки зрения повода и ситуации, но ранее уже имевшие отклонения от норм

поведения (побег из дома, курение, драка, употребление спиртных напитков). Они равнодушно относятся к учебной деятельности, среди этих подростков наблюдается систематическая неуспеваемость по нескольким предметам.

 С такими подростками следует начинать работу с установления жесткого

систематического контроля со стороны взрослых;

 Необходимо обеспечение постоянного положительного влияния посредством

подбора общественного воспитателя, который должен особое внимание сосредоточить на повышении роли коллектива, где учится подросток, и определении содержания досуговой деятельности последнего;

 Надо поощрять положительные моменты в поведении педагогически запущенных

подростков, постоянно держать в поле зрения все виды связей подростков с микросредой.

Третья группа. Подростки, совершившие правонарушения, которые обусловлены их

общей нравственной деформацией (грубые систематические нарушения дисциплины в школе и вне ее, лживость, употребление спиртных напитков, курение, драки, грубость, жестокость). Это связано с тем, что у них сформирован определенный стереотип асоциального поведения. Чаще всего они являются активными участниками асоциальных неформальных групп подростков.

 С такими подростками необходимо построить работу таким образом, чтобы контроль за их выполнением общественных норм был не только жестким и систематическим, но и всесторонним;

 Их надо изолировать от отрицательного влияния группы с асоциальным поведением на основе включения в общение с теми объединениями подростков, для которых характерно ярко выраженная, общественная, ценная деятельность;

 Общественным воспитателям надо бывать чаще с подшефным подростком в его

свободное время;

 Поощрять подростков следует только тогда, когда данное ему общественно- полезное поручение выполнено до конца.

Четвертая группа. Подростки, характеризующиеся устойчивой антиобщественной

направленностью. К их числу относятся те подростки, которые уже неоднократно совершали проступки и имеют определенное наказание. У этого типа подростков наибольшая деформация нравственных устоев. Они обычно не хотят учиться, уклоняются от работы. Нередко они являются руководителями подростковых группировок антисоциального типа. С ними трудно сразу установить контакт. Они грубы, возводят между собой и воспитателями барьер недоверия и даже враждебности.

 Каждому воспитателю надо быть долее настойчивым в перестройке его отношения к себе. Целеустремленность, принципиальность, чуткость и тактичность воспитания, должны помочь подростку почувствовать необходимость общения с наставником;

 Необходим систематический, всесторонний контроль за деятельностью подростка, за кругом его общения;

 С начального этапа воспитательной работы надо добиваться, чтобы подросток

накапливал положительный опыт;

 Если же он не поддается воспитательному воздействию со стороны всех

организаторов воспитательной работы с ним, то следует поставить вопрос о его

направлении в специальное учебное учреждение.

 

2. Социально-психокоррегирующие мероприятия с подростками с патологическим

отклоняющимся поведением.

Данную работу необходимо проводить с учетом характерологических особенностей

подростка, с учетом ведущего «радикала» характера.

В беседе с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально положительные черты характера ( бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивая, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию. (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются в социальной изоляции.

Для подростков с недостаточной устойчивой ЦНС характерны эмоциональная

взрывчатость, не умение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к

правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать подростка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них. Существенным для подростков первой и второй групп может оказаться и медикаментозное лечение успокаивающими препаратами, которые может назначить только детский и подростковый врач-психиатр.

Внимание в работе с неустойчивыми в поведении подростками должно быть направлено на организацию неослабного контроля за учебными и другими видами их деятельности. Обращение к морально-этическим ценностям далеко не всегда приводят к положительным результатам – их почти невозможно переубедить, но можно принудить.

Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком приведет к

улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком, переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста.

В беседах с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности, следует

помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя

подростков на социально одобряемые формы проявления активности ( а именно эта

потребность наиболее типична для таких подростков), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии.

Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания демонстративных подростков,

им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятии творчеством. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющего поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно и несколько преувеличить тяжесть последующего наказания, учитывая трусливость субъектов.

Реабилитационная и коррекционная работа с подростками «необщительного» типа

(замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах не допускают вмешательства в свой внутренний мир. В беседе с такими подростками не допустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста. Часто оказывается целесообразной смена воспитателя, педагога, инспектора, так как без эмоционального контакта результаты будут минимальны. В таких случаях необходимо действовать через лиц, которым симпатизируют подростки этого типа.

Кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками, имеющими признаки

патологического отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия с участием детских и подростковых врачей-психиатров. В число таких мероприятий можно включить следующее:

 консультативный осмотр специалиста из инспекции по делам несовершеннолетних с целью выделения групп подростков, нуждающихся в специализированной помощи;

 проведение медикаментозного и психотерапевтического лечения подростков с

патологическим отклоняющимся поведением в поликлинических условиях, а при

необходимости – и в больнице;

 проведение разъяснительно-пропагандистской работы среди подростков.

Как вести себя с «трудным» ребенком?

Каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой

«трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у

родителей.

Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает

несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.

1. делинквентное поведение – направленное на нарушение социально-нравственных

норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального

поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона.

2. аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности

(токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная

зависимость).

3. скрытые формы неблагополучия ребенка – пассивное поведение, повышенная

тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания

педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.

Самая сложная задача педагога и родителя – найти ключик к пониманию трудного ребенка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

 

Как вести себя с агрессивным ребенком?

1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубляет проблему.

2. Санкция должна соответствовать поступку.

3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте

агрессивные методы воспитания.

4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).

5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.

6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.

7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.

8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих

ребенка.

9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.

10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.

11. Дайте понять ребенку, что он любим.

Как вести себя с конфликтным ребенком?

1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не

выносите приговор).

2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.

3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.

4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за

поведением ссорящихся.

5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.

6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

Как вести себя с тревожным ребенком?

1. Выясните причину тревожности.

2. Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.

3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.

4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.

5. Не используйте ребенка в качестве инструмента реализации собственных

нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.

6. Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту, но не акцентируйте постоянно

внимание на имеющейся у ребенка проблеме.

7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас.

Как вести себя с застенчивым ребенком?

1. Не давите на ребенка собственным авторитетом.

2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.

3. Отмечайте успехи, пусть даже они незначительны.

4. Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.

5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

6. Аппелируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета.

7. Старайтесь повысить уровень его самооценки.

8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте

внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.

9. Наметьте совместный план действий с ребенком и другими взрослыми близкими

ребенку.

10. Не отвергайте ребенка и не разочаровывайтесь в нем, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребенок мог стать объектом насмешек.

Как вести себя с упрямым ребенком?

1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании

правого полушария у детей очень часто развито упрямство.

2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных

конфликтов.

3. Не объявляйте борьбу упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка? Ищите источник

стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.

4. Переключите упрямство ребенка на что-то вu1079 захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.

5. Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это

может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

Как вести себя с аутичным ребенком?

1. Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционально общения со всеми

окружающими и научить испытывать радость от него.

2. Дозируйте общение с ребенком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедене с

собой.

3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по

назначению.

4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.

5. Заинтересуйте ролевыми играми.

6. Учите замене монологов диалогами.

7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребенок испытывает

страх.

8. Не говорите в присутствии ребенка о его поступках, которые вас раздражают.

9. В момент агрессии переключайте внимание ребенка в позитивное русло.

10. Дозируйте все новое в разумных пределах.

11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребенком целенаправленной и

своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.

Как вести себя с нервным ребенком?

1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.

2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребенка, не управляйте ребенком, словно

роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте чувства ревности к другим детям.

3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечным «нельзя» и «можно».

4. Создайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для

подражания.

5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребенку.

6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя

ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять

достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо

предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления

написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.

7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого,а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

 

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Гиперактивность диагностируется, если ребенок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если

что-нибудь делает, то с шумом.

1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.

2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребенка. Продумайте вместе с ним

режим дня и стремитесь следовать ему.

3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребенка в

целенаправленную деятельность (чтение, рисование).

4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.

5. Лучшие друзья гиперактивного ребенка – противоположные ему по темпераменту и

складу характера.

6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребенка, ограничьте шумные компании.

7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплескивайте на ребенка свои. Спрячьте

поглубже раздражение и ярость.

8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и

телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима

вынужденная неподвижность.

Если ребенок «устраивает сцены»?

1. Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг запретов.

2. Не утешайте ребенка запретными вещами.

3. Умейте переключать внимание ребенка.

4. То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.

5. Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.

6. Гасите воинственность ребенка своим спокойствием, превратите «сцену» в игру.

Успокойте сюрпризом.

7. Требования должны быть эмоционально привлекательными.

8. Чаще говорите «можно».

Как вести себя с невнимательным ребенком?

Нарушение внимания диагностируется, когда ребенок: часто переспрашивает; легко

отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает,но кажется, что не слышит.

1. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды

деятельности, требующие концентрации внимания.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог

его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Как вести себя с инертным ребенком?

Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность,

поэтому им нельзя:

1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.

2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа

на неожиданный вопрос.

3. Их нельзя спрашивать в начале урока.

4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и

отвлекать от работы.

5. Для успешной деятельности инертного ребенка, ему необходимо создавать спокойную

обстановку.

 

Ребенка учит то, что его окружает.

 Если ребенка часто критикуют – он учится ненавидеть.

 Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.

 Если ребенка часто высмеивают – он становится замкнутым.

 Если ребенка часто позорят – он учится жить с чувством вины.

 Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

 Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

 Если ребенка часто хвалят – он учится быть благодарным.

 Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

 Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить в людей.

 Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

 Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он

вырастает добрым и уверенным к себе.__

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.