Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
С какими проблемами в воспитании детей вы чаще всего сталкиваетесь?
Всего 11 человек

Замещающая семья

Дата: 9 января 2015 в 11:23, Обновлено 21 марта в 08:26
Автор: Ломако О. М.


 Уважаемый посетитель!

Информацию о семейных форомах устройства детей Вы можете получить на сайте национального центра усыновления child.edu.by, а также в социально-педагогическом центре г.Дятлово по телефонам 8 (01563) 27118, 8 (01563) 60295.

Ознакомиться с краткой информацией о детях, которые остались без попечения родителей и могут быть усыновлены, приняты под опеку, попечительство, в приемную семью или детский дом семейного типа, а также на патронатное воспитание можно на портале dadomu.by




 




 

План работы

методического объединения приемных родителей, родителей-воспитателей на 2017/2018 учебный год

                                                                                  Руководитель:   Жегалик Алла Аркадьевна, директор                                                                                               государственного учреждения  образования «Социально-                                                                                            педагогический центр  г. Дятлово»

Задачи: повышение профессионального уровня родителей-воспитателей, приемных родителей в вопросах гармонизации детско-родительских отношений, применения эффективных приемов воспитания детей.





 

Занятие 1

Тема: «Безопасность и здоровье»

Место проведения: СПЦ г. Дятлово

Дата проведения: 22 сентября 2017 года, 10.00

Форма проведения: круглый стол




 

Вопросы для обсуждения:

  1. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей за совершение преступлений и правонарушений среди молодежи.

Петрукевич В.В., начальник инспекции по делам несовершеннолетних отделавнутренних дел Дятловского райисполкома

     2. Залог здоровья детей. Рекомендации врача-педиатра.

Чигир Т.Н., районный врач-педиатр учреждения здравоохранения «Дятловская центральная районная больница»




 

  1. Обеспечение безопасности детей в интернет пространстве: кибербуллинг, троллинг (распространение информационных материалов).

 Ломако О.М.,  педагог-психолог СПЦ г.Дятлово





 

  1. Подведение итогов. Разработка рекомендаций.

              Жегалик А.А., директор СПЦ г.Дятлово



Занятие 2


Тема:  Детско-родительские конфликты

Место проведения: СПЦ г. Дятлово

Дата проведения: 09 февраля 2018 года, 10.00

Форма проведения: семинар - практикум

Вопросы для обсуждения:



 

  1. Виды детско-родительских конфликтов и их причины

            Ломако О.М.,  педагог-психолог СПЦ г.Дятлово



 

  1. Способы разрешение конфликтных ситуаций, приемы.

Ломако О.М.,  педагог-психолог СПЦ г.Дятлово



 

   3.Практическая часть: упражнения на отработку чувств и эмоций       конфликтующих сторон, овладения навыками конструктивного взаимодействия

            Ломако О.М.,  педагог-психолог СПЦ г.Дятлово



 

    4. Требования закона Республики Беларусь о браке и семье по вопросам воспитания детей

Чайковская Е.А., главный специалист отдела образования, спорта и туризма Дятловского райисполкома



 

     5. Час организационных вопросов. Подведение итогов. Разработка рекомендаций.

                                                                 Жегалик А.А., директор СПЦ г.Дятлово





 

Занятие 3

Тема: Социализация воспитанников приемных семей, детских домов семейного типа

Место проведения: СПЦ г.Дятлово

Дата проведения: 20 апреля 2018 года, 10.00

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

  1. Процесс социализации воспитанников приемных семей, детских домов семейного типа

Ломако О.М.,  педагог-психолог СПЦ г.Дятлово



 

  1. Социальное закаливание в семье. Педагогические методы и приемы ресоциализации

Ломако О.М.,  педагог-психолог СПЦ г.Дятлово



 

  1. Особенности социализации и социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития и детей- инвалидов

Лупач Н.А., педагог-психолог Дятловского районного центра коррекционно - развивающео обучения и развития



 

4. Гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Чайковская Е.А., главный специалист отдела образования, спорта и туризма Дятловского райисполкома

Урбанович С.Л., главный специалист управления по труду, занятости и социальной защите Дятловского райисполкома



 

5.Час организационных вопросов. Подведение итогов. Разработка рекомендаций.

            Жегалик А.А., директор  СПЦ г.Дятлово



 



 





 

Особенности детей оставшихся без попечения родителей


Дети, которые попадают в приют, — это маленькие взрослые с огромным жизненным опытом. И опыт этот, как правило, не всегда позитивный. Некоторым из них пришлось пережить такое, от чего любой взрослый пришел бы в отчаяние или, как минимум, впал бы в  депрессию  –  страх,  лишения,  предательство  самых  близких  людей. У каждого ребенка есть своя история, непохожая на другие, у каждого ребенка свой опыт переживания произошедшего с ним. Поэтому нарисовать общий портрет ребенка из детского учреждения невозможно.  Но  мы  можем  выделить  некоторые  особенности,  которые часто встречаются у детей, оставшихся без попечения родителей.  Эти  особенности  необходимо  знать  приемным  родителям, чтобы легче распознать их у своего ребенка и быстрее помочь ему. Информация,  которую  мы  предлагаем  вашему  вниманию,  может показаться несколько пугающей. Отнеситесь к ней спокойно – это всего лишь обобщенный опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Как правило, совсем скоро дети, попавшие в нормальную семейную атмосферу, перестают чем-либо отличаться от своих сверстников, воспитанных в кровной семье.

Особенности физического развития детей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто отличаются по состоянию  своего  здоровья  от  детей  из  благополучных  семей.  Дети, которые растут без постоянной заботы со стороны родителей или других близких людей, имеют ряд особенностей, но это не значит, что все они чаще болеют или страдают хроническими заболеваниями. Большинство особенностей, о которых пойдет речь – функциональные, то есть они поддаются исправлению, если здоровью ребенка уделяется достаточно внимания.

Наиболее часто у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается задержка физического развития, которая проявляется в снижении, по сравнению со сверстниками, роста и веса ребенка. После помещения в семью, при условии правильного питания и активного образа жизни, приемные дети легко догоняют своих сверстников. Однако на первых порах у приемного ребенка могут наблюдаться нарушения пищеварения (тошнота, рвота, изжога, понос или запор, боли в животе). Это может быть связано как с неправильным или непривычным питанием, так и с аллергическими реакциями, или психологическими нагрузками и стрессовыми ситуациями. Исправление этих нарушений зависит в большей мере не от медикаментозного вмешательства, а от правильной диеты и нормализации режима дня.

Наряду с особенностями роста, питания и пищеварения, среди приемных детей нередко встречаются симптомы неврологических расстройств, включая:

• возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность, рассеянность и слабую

концентрацию внимания;

• заторможенность реакций, вялость;

• нарушение общей и тонкой моторики (недостаточную ловкость, неупорядоченность или избыточность движений);

• речевые нарушения

• недержание мочи (энурез) или кала (энкопрез)

Причины неврологических симптомов разнообразны, начиная от неправильного питания (авитаминоз), и заканчивая психоэмоциональными травмами или изменениями в опорно-двигательном аппарате. Важно знать, что большинство этих симптомов обратимы – нужно лишь вовремя их заметить и обратиться к врачу.

Другие особенности здоровья характерны как для приемных детей, так и для их сверстников, воспитывающихся в кровных семьях. Так, среди современных школьников часто встречаются нарушения осанки, вплоть до искривления позвоночника. Для профилактики нарушений опорно-двигательной системы нужны регулярные занятия физкультурой (зарядка). Для коррекции нарушений врач может рекомендовать лечебную физкультуру, коррекционный массаж, в ряде случаев — мануальную терапию. По рекомендации врача дети также могут посещать различные спортивные секции (плавание, баскетбол и др.), что поможет исправить имеющиеся нарушения.

Кроме  того,  у  детей  часто  наблюдаются  различные  аллергические  реакции: кожная сыпь, зуд, отек губ, слезотечение, кашель, чихание, слизистые выделения из носа, проявляющиеся после употребления определенных продуктов питания, в один и тот же сезон, при нахождении в определенном помещении, и т.п. Пищевая аллергия также может проявляться в виде различных нарушений пищеварения, описанных выше. Наш совет тот же: быть внимательным к своему ребенку и вовремя обращаться к врачу. Нужно очень аккуратно вводить новые блюда в рацион питания ребенка, так как некоторые продукты могут вызывать аллергию.»

Особенности психического развития детей

Говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других детей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но приемным родителям, также как и кровным, необходимо иметь представление о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей надо обязательно обращать внимание. Ведь как бы то ни было, непростые жизненные  ситуации,  с  которыми  приходилось  сталкиваться  ребенку,  успели  отложить свой отпечаток на его психике. К счастью, детская психика довольно пластична, и в домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму.

У детей могут наблюдаться астенические состояния, которые связаны с истощением нервной системы. Ребенок постоянно чувствует слабость, повышенную утомляемость, для него характерны частая смена настроения, повышенная раздражительность и плаксивость, может нарушаться сон. Истощение нервной системы может проявляться по-разному.

Из-за чего могут возникать астенические состояния у детей?

Во-первых, причина может заключаться в том, что родители слишком многого ждут от своего долгожданного приемного ребенка. Многие родители хотят, чтобы ребенок обязательно учился на пятерки, получил высшее образование, занимался музыкой или спортом. Конечно, это прекрасно, но стоит ли ради хороших оценок и прочих успехов жертвовать здоровьем ребенка, ведь физические и психические перегрузки могут привести к нервному истощению и другим нарушениям.

Во-вторых, астенические состояния могут возникнуть в результате неблагополучной ситуации в прошлом окружении ребенка. Трудно оставаться психически здоровым, если твои родные родители злоупотребляют алкоголем и постоянно устраивают скандалы на твоих глазах! Имейте в виду, что напряженные отношения в новой семье между приемными родителями могут привести к тому, что ребенок начнет беспокоиться, что что-то не так, что он в чем-то виноват, начнет думать, что может повториться тот кошмар, который был в его кровной семье. Подобные переживания истощают внутренние силы ребенка, приводят к нарушениям поведения и дисгармоничности развития. Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого-либо бояться. Считается, что если ребенок до 4–4,5 лет чего-то боится, то это нормально.  Так  он  отрабатывает  свою  «внутреннюю  программу»  —  ему  надо  научиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и дальше, или приобретают навязчивый характер, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту. Страхи могут проявляться по-разному. Часто ребенок не может заснуть один в темной комнате. Он может бояться злых людей, животных или фантастических персонажей. У детей, особенно младших школьников, также могут встречаться школьные фобии. Обычно школьник не хочет ходить в школу не потому, что он ленивый и не хочет учиться, а потому, что боится учительницы (она громко говорит; говорит не так, как мама; у нее строгий взгляд или особенности в поведении, которые пугают ребенка). У детей, особенно у подростков, часто бывает страх смерти и страх за своих родственников. Иногда взрослые сами способствуют возникновению страхов у детей. Например, мы провоцируем у ребенка страх потери, когда говорим, что отдадим его злой тете или милиционеру, если он будет плохо себя вести. Читая на ночь страшные сказки или разрешая смотреть страшные фильмы, мы вызываем у ребенка страх темноты, страх засыпать в одиночестве и т. д.

У детей могут встречаться нарушения сна и аппетита, особенно в начале пребывания в новой семье. Нарушения сна бывают двух видов: ребенок не может уснуть, и, наоборот, ребенок чересчур сонливый. Ребенок не может уснуть чаще всего из-за страхов или из-за чрезмерной активности, возбудимости. Повышенная сонливость ребенка обычно связана с астеническим состоянием.Особое внимание надо обращать на случаи, когда ребенок хорошо засыпает, соблюдает режим, но во сне начинает себя странно вести — встает и куда-то идет с открытыми или закрытыми глазами, находясь при этом в «странном» состоянии (лунатизм); регулярно разговаривает во сне; у него крайне беспокойный сон (постоянно ворочается). С этими жалобами надо обязательно обращаться к врачу. Нарушения аппетита бывают у детей при попадании из условий, в которых они не наедались, в условия, где они могут есть сколько угодно. Обычно в таких случаях дети начинают есть очень много, они даже могут делать запасы (например, прятать хлеб или конфеты), но со временем, обычно через 1–3 месяца, это проходит. Нужно обращать особое внимание на случаи, когда ребенок резко изменяет пищевое поведение: например, ел нормально и вдруг начинает отказываться от еды, или, наоборот, начинает слишком много есть. В таких случаях надо разбираться с врачом, что стоит за этими изменениями.


                                                Особенности интеллектуального развития 

Почти у всех детей, оказавшихся в приютах, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Педагогическая  запущенность  –  это  дефицит  знаний  и  умений  вследствие  недостатка интеллектуальной информации. Такой ребенок даже в школьном возрасте может не обладать навыками личной гигиены, не умеет заправлять постель, выполнять другие простейшие действия. Например, они не знаю, как заваривать чай  просто потому, что в приюте или в детском доме чай им всегда приносили уже разлитый по стаканам! Что уж тут говорить о пробелах в школьных знаниях и общей осведомленности.

Задержка психического развития (ЗПР) – это временное отставание, замедление в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определенных условиях. «ЗПР не является умственной отсталостью!»

Если врач диагностировал у вашего ребенка ЗПР – этого не стоит бояться или стыдиться, так как ЗПР определяется у 50% детей, не успевающих в школе. У этих детей ограниченный общий запас знаний и представлений, преобладают игровые интересы (им больше нравится играть, чем учиться). Им обычно быстро надоедает интеллектуальная деятельность, которая их мало привлекает. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивно используют помощь взрослого. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой  сферы  (простодушие,  поверхностность  эмоций,  их  неустойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях будет преобладать замедленное  развитие  познавательных  функций  (незрелость  активного  внимания,  ослабление памяти, трудности формирования навыков чтения, письма или счета).Школьные проблемы очень часто связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Тяжелые переживания, постоянное внутреннее напряжение отбирают много душевных и физических сил. Ребенку трудно сосредоточиться на уроках, он быстро устает. Подавленное настроение не позволяет реализовать способности к учебе.

Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей

Создание благоприятных условий жизни и воспитания

Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо:

– Стабильное позитивное общение с близкими взрослыми. Совместные прогулки, игры, сказка на ночь – все это и есть «позитивное общение». Пусть его будет как можно больше в вашей семье!

– Заботиться об удовлетворении его основных физических и психологических потребностей. Основные физические потребности или нужды &‐ это еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм. Основные психологические потребности – это потребность в привязанности и любви; ощущение психологической безопасности; чувство самоуважения; возможность учиться на собственном опыте; реализация своих способностей; достижение независимости и самостоятельности. Но вы, конечно же, понимаете, что основная психологическая потребность ребенка – это быть любимым своими родителями или людьми, замещающих их.

– Принимать ребенка таким, какой он есть. Вы же любите своего ребенка не за то, что он знает много стихов наизусть, а за то, что он единственный и неповторимый, с этим ведь не поспоришь, верно?

– Поддерживать ребенка в преодолении трудностей. Завязывать шнурки, чистить зубы, складывать слоги в слова – это совсем нетрудно, когда мама или папа помогают!

– Стимулировать познавательные интересы. Ребенок спросил вас, что больше - солнце или луна? Расскажите ему заодно об устройстве Солнечной системы, а на выходных сходите вместе в планетарий. Поощряйте его заинтересованность и никогда не отмахивайтесь от вопросов!

– Соразмерять требования возможностям ребенка. Ну конечно, не стоит требовать от пятилетнего малыша знания таблицы умножения. И, тем более, ни в коем случае нельзя упрекать ребенка с задержкой психического развития в том, что он не знает или не умеет чего-то того, чем уже давно овладели его более здоровые ровесники.

– Огромное терпение взрослых. Спокойствие, только спокойствие! Терпение вам понадобится просто в огромных количествах. Терпение для того, чтобы не сойти с ума от тысячи и одного «почему», терпение для того, чтобы не раздражаться, когда ребенок никак не может запомнить названия месяцев, хотя вы их учите уже несколько дней, терпение, когда он делает что-то совсем не так, как нужно вам… Но вы же справитесь, правда?

– Оптимистический настрой. Оптимист – это тот человек, который говорит, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст, который искренне верит, что все будет хорошо, который умеет извлекать жизненные уроки из любого, даже отрицательного опыта… Как было бы хорошо, если бы вы передали этот настрой своему ребенку!




                                               Особенности эмоционального развития детей

Дети, лишенные попечения родителей, независимо от возраста, часто испытывают трудности в эмоциональной сфере. Связано это с тем, что для формирования здоровой эмоциональности необходима атмосфера любви и безусловного принятия, которую невозможно обеспечить ребенку в приюте или в детском доме, какие бы хорошие воспитатели там ни работали.

Как может вести себя ребенок с трудностями в эмоциональной сфере? Он может отличаться повышенной агрессивностью, вспышками гнева, плаксивостью. Его настроение может резко меняться без видимых причин. Кроме того, он может совершенно не понимать проявлений любви – убегать и прятаться, когда вы пытаетесь его обнять и поцеловать. Он может не уметь смеяться и не понимать шуток, ведь чувство юмора тоже принадлежит к эмоциональной сфере человека. Эмоциональные  нарушения  обычно  присутствуют  у  детей,  у  которых не сформировалось или сформировалось с нарушениями чувство привязанности. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребенка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения. А теперь представьте, какое доверие к миру может быть у ребенка, родители которого постоянно дрались друг с другом, или, еще хуже, жестоко обращались с ним самим?

Как помочь детям с эмоциональными проблемами

Эмоциональные проблемы, как правило, преодолеваются несколько сложнее и длительнее, чем проблемы физические или даже интеллектуальные. Но тут опять вступает в силу наше любимое правило: ваша любовь, забота и поддержка плюс помощь специалистов, если она необходима, поможет преодолеть любые трудности! Итак, что необходимо ребенку в первую очередь:

• атмосфера тепла и принятия;

• возможность выражать свои чувства;

•  новая  модель  отношений  в  семье  (доверие,  доброжелательность,  уважение, эмоциональная  поддержка,  разумные  требования  и  обязанности,  оптимистичный настрой);

• помощь психолога, психоневролога;

• общение с другими приемными семьями.

Для правильного развития личности очень важна адекватная самооценка. Чем выше самооценка, тем увереннее ведет себя ребенок, тем проще ему справляться с трудностями и проблемами. Общаясь с ребенком, старайтесь повысить его самооценку.

Для этого:

• Замечайте самые маленькие успехи и радуйтесь им.

• Сравнивайте его только с ним самим вчерашним, а не с другими детьми.

• Хвалите за конкретные достижения и просто радуйтесь тому, что он живет с вами.

• Выдерживайте соотношение между похвалой и порицанием .

• Разрешайте ребенку ошибаться, иметь собственное мнение, право выбора.

• Помогите ему найти друзей.

• Помните, что школьные оценки – не главный и не единственный показатель благополучия ребенка.

Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую  роль,  как  в  происхождении  различных  нарушений  эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в любящей семье может обеспечить  благоприятные  условия  для  детей,  перенесших  тяжелые  психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии.

                         Симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам

В заключение этой части мы перечислим особенности поведения детей, на которые надо обязательно обращать внимание и при их обнаружении обращаться за помощью к специалистам – в первую очередь к педиатрам или психологам.

• Если у ребенка подергиваются отдельные мышцы лица или тела (двигательные тики), он постоянно всхлипывает, шмыгает носом и т. д. (голосовые тики).

• Если ребенок стал раздражительным, у нег‐о частые вспышки гнева.

• Если ребенок чувствует вялость, слабость, быстро утомляется.

• Если ребенка мучают страхи.

• Если у ребенка понизился или чрезмерно увеличился аппетит.

•  Если  у  ребенка  трудности  с  засыпанием,  ночные  просыпания,  разговоры, вскрикивания во время сна, беспокойный сон.

• Если у ребенка снизилась успеваемость в школе.

• Если ребенок сосет палец, выдергивает волосы, откусывает и грызет ногти, раскачивается перед сном в кровати.

• Если ребенок мастурбирует у всех на виду, не стесняясь.

• Если у ребенка повторяющиеся головные боли, головокружения, моторная неловкость.

• Если у ребенка ночной или дневной энурез, энкопрез.





 

«ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

Как определиться с возрастом ребенка



Приняв решение об усыновлении ребенка, будущие приемные родители сталкиваются с непростым вопросом: каким именно они видят своего будущего малыша? Ребенка какого возраста лучше принять в свою семью? Будет это мальчик или девочка? Какие черты характера они хотят видеть в своем наследнике? Будет он активный, шумный «заводила», а, может быть, наоборот, тихий и молчаливый «зубрилка»?

На выбор возраста усыновляемого ребенка часто влияют финансовые и бытовые возможности будущих родителей. Важную роль играет их жизненный и родительский опыт, их личностные установки и предпочтения. Мы хотим помочь Вам в выборе своего ребенка. Для этого попробуем в нескольких словах оценить плюсы и минусы усыновления ребенка того или иного возраста.




Ребенок от рождения до года

Усыновляя младенца, Вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Большим плюсом этого возраста является отсутствие у ребенка какой бы то ни было памяти о своих бывших родственниках, он не помнит негативных моментов своей пока еще короткой жизни. Ребенок связан со своими биологическими родителями исключительно наследуемыми признаками: цветом глаз, волос, чертами лица, особенностями фигуры, типом нервной деятельности. Усыновителям ребенка до года легко сохранить тайну усыновления: появление малыша не вызовет у посторонних лишних вопросов. Немаловажным является и тот факт, что при усыновлении младенца между ним и приемными родителями очень легко возникает привязанность. Ни для кого не секрет, что дети, лишенные родителей на первом году жизни, испытывают особенно острый эмоциональный голод. Это весьма отрицательно сказывается на их физическом и психическом развитии. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем быстрее он будет развиваться, и Вам не придется компенсировать нежелательные последствия его пребывания в государственном учреждении.

К сожалению, не всегда есть возможность получить информацию о течении беременности и родах биологической матери. Также следует помнить, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляют себя только после года жизни ребенка. Поэтому не всегда можно оценить, является отставание в психологическом развитии следствием врожденных нарушений или недостаточного внимания в первые месяцы жизни. Кроме того, неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии ребенка могут проявиться позже.

Не столь важным, но все же значимым фактором является то, что до года у ребенка слабо проявляются особенности внешности и характер. Помните, что через год ребёнок может сильно измениться внешне.

Следует отдавать себе отчет и в том, что вам придется потратить много сил на уход за ребенком (стирка пеленок, испачканного белья, приготовление пищи); ребенок может плохо спать, часто плакать, поэтому будьте готовы к недосыпанию. Практически невозможно совмещать работу и уход за младенцем.

От года до трех лет

У ребенка этого возраста уже видны особенности внешности, и усыновителям намного проще подобрать ребенка, похожего на кого-то из них. Значительно проще становится оценить состояние здоровья ребенка, вовремя выявить патологии развития.

В то же время, в этом возрасте ребенок по-прежнему податлив к внешним влияниям, и его родители имеют возможность эффективно воздействовать на развитие интеллекта и черт характера.

Это самый привлекательный возраст: малыш начинает говорить, у него своеобразная и забавная речь; он много передвигается, интересуется окружающим, вызывает всеобщее умиление и любование, дарит положительные эмоции всем окружающим.

Уход за ребенком этого возраста требует от родителей много внимания и сил и практически лишает их возможности позаботится о себе и других членах семьи: все время занимает подвижный и любознательный малыш. Ребенок может быть подвержен различным заболеваниям: простудам, инфекциям, что создает дополнительные сложности для родителей. Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и работу. Кроме того, в 2,5-3 года начинается возрастной кризис, требующий от родителей особого терпения и внимания к своему малышу.

Родителей, принявших решение усыновить ребенка от года до трех лет, подстерегает еще одна опасность: они могут не заметить возможное интеллектуальное отставания в развитии ребенка. Особенно эта проблема актуальна в случае отсутствия информации о биологических родителях малыша, а также о течении беременности и родах биологической матери. Однако стоит иметь в виду, что отставание в развитии в этом возрасте корректируется значительно проще, чем в последующие возрастные периоды.

От трех до пяти лет

В этом возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен, у него хорошо развиты навыки самообслуживания (зачастую даже лучше, чем у его домашних сверстников). Основные черты характера и темперамент ребенка уже сформированы, его способности, склонности и интересы проявляются в полной мере. Это дает усыновителям возможность «подобрать» малыша, соответствующего по психологическому складу личности своим будущим родителям. Ребенок в возрасте от трех до пяти лет разумен, меньше капризничает, с ним можно общаться практически как со взрослым. Кроме того, в этом возрасте ребенок сформирован как личность, и мужчинам (отцам) общаться с ним намного интереснее, чем с младенцем; они охотно участвуют в воспитании ребенка и его обучении.

Немаловажным преимуществом этого возраста является возможность посещения ребенком детского сада (по истечении периода адаптации). Поэтому родители, не желающие или не имеющие возможности прерывать свою карьеру на длительный срок, смогут продолжать свою профессиональную деятельность.

Ребенок уже достаточно большой, поэтому он помнит своих родственников и других людей, отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, которые, вполне возможно, наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение. К этому возрасту у него могут уже выработаться многие привычки и предпочтения, не соответствующие общепринятым социальным нормам. Они могут раздражать родителей и окружающих и требовать корректировки.

Задержка психического развития ребенка (ЗПР) может быть выражена достаточно ярко и, вполне вероятно, потребуются значительные усилия со стороны родителей для ее компенсации. При этом отличить ЗПР, вызванную недостатком общения и внимания, от органических нарушений бывает весьма сложно, что также может привести к неблагоприятным последствиям. Кроме этих проблем, ребенок такого возраста, находившийся долгое время в доме ребенка или живший в неблагополучной семье, может иметь некоторые соматические заболевания, перешедшие в хроническую форму и требующие лечения.

От пяти до семи лет

В этом возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и независим, он многое знает и умеет.

Риск возникновения неожиданных серьезных заболеваний в этом возрасте невысок, так как большинство наследственных болезней уже успевают проявиться. Да и в целом в этом возрасте дети болеют значительно реже, чем до пяти лет, они более устойчивы к инфекциям.

Отношения с приемными родителями у ребенка складываются намного легче, чем при усыновлении малыша в возрасте от двух до пяти лет. Пяти-семилетний малыш готов назвать родителем практически любого взрослого, проявившего к нему внимание и продемонстрировавшего заботу. Ребёнок прекрасно понимает изменение ситуации и прилагает значительные усилия для того, чтобы понравится своим новым родителям.

Ребенок очень хорошо помнит своих родителей, травмирующие эпизоды из своей прошлой жизни. Основные привычки (не всегда правильные и приятные для приемных родителей), а также тип поведения ребенка уже преимущественно сложились. Поэтому родителям потребуется достаточно много терпения и тепла для изменения накопившихся негативных привычек и преодоления недоверия ребенка к окружающему его миру.

Кроме того, приемным родителям необходим большой запас времени, сил и терпения. Обычно дети, находившиеся в неблагоприятных условиях или в детских учреждениях, отстают от своих «домашних» сверстников в навыках социальной жизни, эрудиции, дошкольной подготовке. Вам придется приложить немало усилий, чтобы помочь ребенку наверстать упущенное.

От семи до десяти лет

Семи-десятилетний ребенок – это уже младший школьник. Он достаточно самостоятелен и не требует много времени для ухода; кроме того, он независим и трудолюбив. У него очень хорошо видны особенности характера и поведения, проявляются привычки и склонности, легко оценить его способности и уровень интеллекта.

Ребенок очень хочет иметь хорошую семью, позитивно настроен на переход в семью и готов приложить максимум усилий для того, чтобы «соответствовать» требованиям и пожеланиям своих приемных родителей. Значимым является и тот факт, что Вам не придется ломать голову над вопросом, нужно или нет сохранять тайну усыновления – напротив, ребенок этого возраста уже многое знает и понимает, он способен в полной мере оценить Ваше желание заменить ему биологических родителей.

Зачастую приемным родителям бывает трудно приспособиться к особенностям поведения ребенка, постараться понять истоки его привычек и отдельных черт характера и в итоге принять его таким, как он есть.

Родителям, усыновившим ребенка такого возраста, потребуется великое терпение, умение сдерживать свои эмоции и не раздражаться. Необходимо понимать, что ребенок представляет собой продукт среды и обстоятельств. Он стал таким не по своей воле, а по вине окружающих его взрослых, отнявших у него возможность иметь нормальное детство.

В целом отношения будут складываться удачно при условии наличия психологической совместимости между ребенком и приемными родителями.

                                                                    Подростки                                                               

Подростки, воспитывающиеся в школах-интернатах, - самый трудный контингент для усыновления. Все противоречия их развития в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослые, рискнувшие взять в семью такого ребенка, должны обладать невероятной терпимостью, тактичностью, мудростью и уважением к личности подростка, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период развития.

Конечно, многое зависит от состояния здоровья, личных качеств ребенка, а также приемных родителей. Требуется достаточно длительный период предварительной установки отношений при помещении его в семью и разрешение (с 10 лет) самого ребёнка на усыновление и изменение его личных данных. Подростки могут пойти в семью для того, чтобы уйти от проблем и конфликтов в детском доме, а не от большого желания жить именно в вашей семье.

Несомненным плюсом этого возраста являются большая самостоятельность ребёнка. Подросток способен сравнить свою прежнюю жизнь с жизнью в приемной семье и обычно понимает, что родители хотят ему помочь. Его можно привлекать к совместной работе над общими проблемами, общаться с ним, как со взрослым, и совместно решать взрослые задачи. Это может послужить сплочению семьи.

Некоторые замечания

Потенциальным усыновителям следует помнить о том, что дети, длительное время находившиеся в учреждении, часто отстают в психическом развитии. Их психологический возраст может не соответствовать биологическому, из-за чего в общении они кажутся младше своих домашних сверстников. Кроме того, младенцы, проведшие первые месяцы своей жизни в больнице, часто выглядят как новорожденные.

Дети, изъятые из неблагополучных семей, вследствие плохого питания часто отстают в физическом развитии: они ниже ростом и худее, чем их ровесники. Выбирая ребенка определенного пола, старайтесь не поддаваться стереотипам. Девочка может со временем отказаться носить кружевные платьица и помогать вам на кухне, а мальчик может предпочесть интеллектуальные игры или домоводство боевым искусствам, технике или спорту.






 

«ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

Подготовка ребенка к жизни в новой семье



Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 - 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан. Сотрудники детских учреждений (детского дома, приюта, больницы, дома ребенка) постоянно наблюдают, как переживает ребенок изменения в уже сложившемся образе жизни.

По поведению детей можно четко определить, велась ли с ребенком подготовительная работа, имеет ли он привязанности среди взрослых или сверстников. Подготовленные дети легче идут на контакт с новыми взрослыми, довольно спокойно воспринимают предстоящие изменения, радуются им.

Практика уже накопила опыт и, обобщая его, можно выделить определенные этапы подготовки ребенка к переходу в новую семью.

Прежде всего, в учреждении, куда вначале помещается ребенок, проводится комплексная диагностика его развития. Педиатр, психоневролог и другие врачи изучают состояние его здоровья на данный момент; дефектолог или логопед диагностируют уровень развития речи, познавательных интересов, возможности обучения; психолог – состояние и уровень психического развития и здоровья. Очень важно на данном этапе, чтобы социальный работник или орган опеки собрали сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе.

На основании заключений, сделанных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка не только в лечении, обучении, личностном развитии, но и планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство.

На основе полученных данных консилиум взрослых обсуждает дальнейшую судьбу ребенка и решает, подлежит ли он передаче в семью, или правовой статус, состояние здоровья и психологическое состояние ребенка не позволяют этого сейчас сделать. Не секрет, что в любом учреждении есть дети, которые не могут быть усыновлены по правовому статусу: его невозможно разлучить с братьями или сестрами, бабушка или дедушка не могут сами воспитывать ребенка и не хотят передавать на воспитание в чужую семью, либо лишенные родительских прав биологические родители изъявляют желание восстановиться в правах. Есть дети, которые сами не хотят быть усыновленными и по достижении совершеннолетия мечтают вернуться к маме, чтобы помочь ей реабилитироваться или вылечиться. Есть дети, которые из-за своих личностных качеств или особенностей поведения не приживутся в новой семье и прекрасно себя чувствуют в среде сверстников. В то же время есть «домашние» дети, которым противопоказано проживание в детском учреждении.

Все эти коллизии должны быть тщательно проанализированы, прежде чем будет принято решение о дальнейшей судьбе ребенка: может ли он быть усыновлен, передан под опеку или в приемную семью или же он будет находиться в государственном учреждении для детей-сирот. При решении судьбы ребенка на этом этапе важно исходить из интересов ребенка, а не из интересов окружающих его взрослых , которые иногда не хотят отпускать «хороших», послушных детей, а рекомендуют отдать в семью тех, с которыми у них возникают проблемы и которые им не по душе. Для исключения такого субъективизма и необходима комплексная диагностика развития ребенка.

Кроме этого на данном этапе также очень важно создать для ребенка условия, помогающие его реабилитации.

При подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними изменения и представляли, какое их ждет будущее. Важно объяснить им, что произошло в их жизни и почему они не могут сейчас жить со своими родителями. Для этого психологи рекомендуют использовать такие приемы, как: составление книги или карты жизни ребенка, приемы активного слушания, беседы о жизненном пути ребенка, перессказ историй, похожих на пережитую ребенком и др.

Примерно с 6-летнего возраста можно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством и то, что он не виноват в происшедшем. Нужно довести до его сознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье. Объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас заботиться о нем. Ребенку, который может быть устроен в семью можно пояснить: «Ты растешь, у тебя много вопросов, проблем, поэтому мы взяли заботу о тебе на себя вместо них. Есть и другие взрослые, которые хотят заботиться о тебе, мы будем искать (нашли) таких людей» и дать время свыкнуться с этими мыслями. Специалисты советуют: ничего не следует утаивать от него, а тем более говорить неправду. Известно много случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедии, а информированность уберегает, вселяет веру в его новую семью и благодарность приемным родителям.

Итак, можно отметить, что подготовительный этап работы в детском учреждении включает специальную терапевтическую, психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся (чаще всего негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим психологи и педагоги ведут работу над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия, корректируют педагогическую запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании. В этот период идет формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни в новой семье. Через эти мероприятия проходят все дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и те, кто попадает в приют, и те, кто помещается в детский дом.

Дальнейший разговор пойдет о тех детях, которые могут попасть в семью. Иногда возникает вопрос, а нужно ли готовить ребенка к переходу в новую семью, не лучше ли приготовить ему сюрприз, сразу поместить в хорошую семью? Ответ однозначен – готовить к любому изменению ребенка необходимо, исходя из особенностей психики.

Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни. В том, что даже маленькие дети испытывают тревогу, когда их собираются помещать в семью, убеждался каждый, кто знаком с этой процедурой. Легко заметить изменения в привычном поведении детей. Работники домов ребенка свидетельствуют, что даже самые маленькие дети ведут себя беспокойно. Дети постарше возбуждены, расторможены. Они капризничают, плачут, «прилипают» к сотрудникам, просят, чтобы их не отдавали.

Работа на этом этапе подготовки должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что в в новую семью ребенок идет, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью (либо вернуться к своим родителям, либо просят найти других родителей). Не раз доводилось наблюдать, как дети относятся к новым людям, появляющимся в группе; в их глазах надежда – а не за мной ли это пришли?

Основной смысл подготовки на этом этапе – управление ожиданиями ребенка. У многих детей, побывавших в семьях на каникулах, в гостях у сотрудников, складывается впечатление идеализированного, праздничного образа семейной жизни. Дети надеются, что новые родители будут лучше, обеспечат всем, чего ребенку не достает.

 Для того, чтобы подобрать ребенку семью, важно знать привязанности и ожидания ребенка. Ребенка спрашивают о том, с кем он хотел бы жить в одном доме, а кого хотел бы видеть в доме по соседству и другие рисуночные методики («Пять сердец», составление календаря переезда, карты взаимоотношений). Кроме этого на этом этапе для формирования образа семьи могут использоваться книги, рассказы, стихи, фильмы, доступные средства информации, разговоры, беседы о прошлой жизни в семье и о будущей. Хорошими средствами являются обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, арт- и изотерапия, походы в гости в разные семьи.

Все эти методы помогут ребенку менее болезненно проживать новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда точно известна семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей. Содержание и методы работы будут определяться возрастом ребенка.


Здесь можно выделить две ступени.

Заочное знакомство. 

Хотя на него отводится не так уж много времени, сделать можно немало. Естественно, выбор приемов зависит от возраста ребенка. Самый распространенный - обмен письмами и фотографиями. Как только ребенок начинает дифференцировать знакомых людей от незнакомых, стоит показывать фотографии приемных родителей. Лучше если это будут фотографии крупного плана (лицо, фигура), по одному и вместе. Хорошо, если будущие родители пришлют малышу игрушку, а потом с собой привезут такую же и при встрече покажут ее, поиграют с ребенком.

В работе домов ребенка мы наблюдали такую практику. За неделю до приезда усыновителей, старший воспитатель проводит специальные занятия с ребенком (возраст от 1.5 до 3-4-х лет), разглядывая с ним альбом с фотографиями, учит различать папу, маму, собаку или кошку, дом, сопровождая словами на языке усыновителей. Детям дают альбом с собой, просят показать фотографии другим детям. Очевидно, что этот прием подходит для детей любого возраста.

Чтобы ребенку было легче пережить стадию «культурного шока», особенно важна предварительная языковая подготовка детей старшего возраста. Следует дать ребенку понять, что люди, живущие в разных странах, говорят по-разному. Полезно организовать специальное изучение языка, пригласив учителя. Не стоит бояться, что будет неправильное произношение. Как показывает жизнь, произношение сформируется, когда он будет жить в языковой среде. На этом этапе подготовки важно, чтобы ребенок быстрее преодолел языковый барьер.

Естественно, что подготовка будет зависеть и от возможностей учреждения, в котором находится ребенок, как материальных, так и кадровых.

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект подготовки. Часто в группах детского дома или школы-интерната возникает напряженное отношение к усыновляемому ребенку. Мы наблюдали, как дети отторгали такого ребенка, завидуя, делали мелкие пакости, дразнили, пугали. Такое поведение – показатель микроклимата, сложившегося в группе, а усыновление – лакмусовая бумажка, демонстрирующая уровень межличностных отношений, на который руководителям стоит обратить внимание.

 Для преодоления такого явления можно посоветовать перенять опыт, отраженный в фильме «Правила виноделов». Приютские дети в конце дня, лежа в кроватях, под руководством взрослого произносят слова: «Давайте порадуемся за …. (называется имя усыновленного ребенка). Она нашла свою семью, у нее новые родители и ей сейчас хорошо!»

А как быть с теми, кому не повезло, и кого не взяли в семью? Здесь нужно искусство педагога, внушающего детям, что жизнь разная, люди разные, у каждого своя судьба. Мы, окружающие тебя сейчас взрослые будем делать все, чтобы и твоя жизнь сложилась. Мы заботимся о тебе здесь и сейчас. И порадуемся, что мы живы, здоровы, сыты, в тепле и уюте!

Личное знакомство.

Последний, но очень значимый момент подготовки – личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. В зависимости от условий учреждения, личностных особенностей ребенка выбирается место, где будет происходить первая встреча – в группе или в специальном помещении.

В этот момент ярко видно, был ли подготовлен ребенок. Неподготовленные дети жмутся к сопровождающему взрослому, не хотят отходить от него, капризничают или закатывают истерику при попытке воспитателя вывести его из группы. Подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом, идентифицировав с фотографией появившихся взрослых, идут на контакт. Кто-то делает робкие шаги, а кто-то бросается с криками: «Мама! Папа!» (в зависимости от темперамента).

До окончательного оформления вопроса (составление договора передачи, принятие решения об установлении опеки или решения суда) может быть использовано совместное проживание в течение нескольких дней родителей и ребенка, а если возникли осложнения, то и значимого для ребенка взрослого, который выступает в роли посредника. Совместные прогулки, еда, времяпровождение (игры, рассматривание книг, телевидения) с будущими родителями помогают устанавливать первые контакты, налаживать общение.

Мы считаем достаточно оправданным и такой опыт подготовки к усыновлению, как пребывание детей в семьях кандидатов в усыновители во время летнего отдыха, каникул. Это дает возможность детям присмотреться к новым взрослым, приобщиться к жизни в семье. Взрослые получают возможность ближе узнать ребенка, определиться в выборе и принятии решения. Все вместе это позволяет минимизировать ошибки в подборе детям новых родителей.

Полезным является и такой опыт, когда перед усыновлением ребенок некоторое время живет в семье или на правах опекаемого, приемного ребенка, или находящегося под патронатом семьи.

Часто представители органов опеки и сотрудники детских учреждений выдвигают аргумент, что если усыновление не будет утверждено или у приемных родителей изменится ситуация, а у ребенка уже появится желание жить в этой семье, то возврат в учреждение для него еще одна травма.

Мы полагаем, что здесь важно иметь в виду, что любой опыт в жизни ребенка, даже неудачный, – это полезный опыт. Он дает понимание многообразности жизни, в которой не все гладко, есть встречи и расставания, радости и горе, а преодоление трудностей закаляет психику. Дети понимают, что не все надежды сбываются, и многое зависит не только от их желания. Кроме того, дети в силу пластичности и гибкости нервной системы легче переносят и меньше, чем взрослые, драматизируют произошедшее, быстрее забывают прошлое. И наконец, такой опыт позволяет сделать более правильный выбор в наилучших интересах ребенка и сократить число неудачных усыновлений.






 

Советы замещающим родителям

при первом контакте с ребенком


Практические рекомендации: 

          1. Крайне желательно приходить на первое знакомство супругам вместе, тогда у ребёнка сразу закладывается ощущение что вы пара и естественно, что и дома вы вместе.

          2. Знакомство должно состояться на территории ребенка, лучше всего не в прихожей, а в игровой т.е. в месте, где ребёнок в большей степени ощущает себя на своей территории.

          3. Обоим супругам не стоит надевать яркую, броскую одежду, женщине – не стоит делать яркий макияж. В доме ребёнка весь персонал ходит в медицинских халатах, если ребёнок опасается посторонних можно попросить у персонала на время встречи халат.

         4. Хорошо, если первые встречи будут проходить в присутствии нянечки или воспитателя, которым ребёнок доверяет.

         5. Не стремитесь сразу брать ребёнка на руки, это может вызвать у него беспокойство. Лучше в первый раз посидеть рядом с ним, пройтись по комнате с ним за руку, придержать рукой, поиграть, привлечь его внимание доброжелательной мимикой.

          6. Если ребёнок уклоняется от ваших рук или стремится отойти на безопасное с его точки зрения расстояние не препятствуйте, как известно насильно мил не будешь. Попробуйте заинтересовать его мимикой, разговором, игрой.

         7. Ни в коем случае не надо высоко подымать на руках ребёнка маленького возраста (до 1,5 –3 лет) обычно дети этого пугаются, лучше, если взрослый наклонится или присядет, и будет общаться с ребёнком с уровня колен, так для ребёнка менее страшно.

         8. Совсем не стоит сюсюкать при разговоре с ребёнком, этим вы к нему не приблизитесь, а общение приобретёт нарочитый, неестественный оттенок, более старший ребёнок может решить, что вы передразниваете его.

         9. Вероятно, запах табака детям знаком, тем не менее, старайтесь не курить перед встречей. Так же не желательно пользоваться интенсивными духами и отдушками. После поездки в машине, чтобы запах выветрился можно пару минут прогуляться на воздухе.

          10. Можно принести мягкую игрушку, одеяльце, рубашку, чашку, чтобы эта вещь напоминала ребёнку о вас.

Не страшно если она будет не новой, еще лучше, если она будет сделана вами и будет нести теплоту ваших рук и дома, чем будет куплена по пути в магазине и нести запах фабрики. Все это могут отобрать другие дети, и ребёнку и вам будет обидно, но таковы привычки детей в учреждении, вины их в том нет, всё общее.

           11. Не надо приносить продукты питания, скорее всего их ребёнку не дадут или будут косо смотреть на ваше кормление. На то есть причины. Если вам кажется, что питание однообразно и недостаточно, проконсультируйтесь с диетсестрой, иначе вместо помощи ребёнку  вы рискуете вызвать у него расстройство желудка или диатез, каким бы качественным и полезным не казался приносимым вами продукт.

           Конечно, женщине можно всё сделать самой, но это лишняя нагрузка на вас и ребёнка, удлиняющая срок адаптации его в семье, поэтому как бы Вам муж не доверял, а вы не рвались сделать всё самостоятельно САМОЕ ВРЕМЯ подключить его к налаживанию отношений с ребёнком.

          Разумеется, часть сказанного относится к детям младшего возраста, дети постарше чаще всего более любознательны и заинтересованы в персональном внимании взрослого. Однако большинство приведенных рекомендаций подойдут и для знакомства с более взрослыми детьми.






 

             






 






 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.